Место для логотипа
логотип твиттера логотип вконтакте  


Интервью с геральдистом Александром Данильченко
13.01.2014 14:08

Александр Данильченко- Что подтолкнуло вас заняться геральдикой и вексиллологией?

- Сейчас геральдика для меня не просто хобби, а уже и профессиональное занятие. Еще мальчишкой смотрел на карту мира, мечтая о путешествиях, читал энциклопедии и справочники, и стало интересно, а почему разные государства имеют флаги, откуда взялись их гербы, что они означают. В то время информации о геральдике в Советском Союзе было мало – принципы дореволюционной российской геральдики, основанные на европейских гербоведческих традициях были основательно забыты. Потом появился интерес к гербам городов страны, их истории.

- Какой первый герб или флаг вы разработали?

- Свой первый герб для родного хутора Чернышев я разработал в 16 лет, потом дорабатывал его в течение 14 лет. На мой взгляд, получился геральдически правильный герб. И хотя официально он не полагается хутору (он не является муниципальным образованием), но это мой подарок землякам. Создал герб и флаг для школы, в которой учился. Сейчас можно говорить о более чем 20-летнем опыте изучения геральдики и вексиллологии. Пять с лишним лет назад, я решил попробовать себя в создании гребов и флагов муниципалитетов Адыгеи. Являюсь автором или соавтором гербов и флагов Заревского, Дукмасовского, Тульского, Гиагинского, Сергиевского, Каменномостского сельских поселений республики. Из интереса я создал проекты гербов и флагов для большинства муниципалитетов Адыгеи. Надеюсь, к ним проявят интерес жители и руководство поселений.

- Где вы черпаете идеи при разработке герба/флага?

- При создании проектов символики того или иного муниципального образования, я руководствуюсь прежде всего методическими рекомендациями Геральдического совета при Президенте РФ, в которых подробно описано как правильно составлять гербы и флаги муниципальных образований, что можно в них помещать и так далее. Но это, так сказать, основа работы. При составлении гербов и флагов мне помогает другое мое увлечение – история Адыгеи и краеведение. Ведь герб и флаг муниципалитета должен отражать историю населенных пунктов, достопримечательности и другие особенности каждого поселения. Порой идеи лежат на поверхности, а иной раз приходится работать над проектом долго. Ведь одно из главных условий правильности герба или флага – его лаконичность и соответствие правилам геральдики.

- Чем можно объяснить то, что в России при разработке гербов очень часто используется щит французской геральдической формы, а также отсутствуют щитодержатели?

- Ответ на этот вопрос лежит в истории развития российской геральдики, которая черпала основные принципы в геральдике европейской, в частности французской. Это связано с деятельностью в начале 18 века графа Франческо Санти, геральдиста из Пьемонта, заложившего основы русской геральдики. Он получил образование в Париже, где изучал историю и науки, "близкие к генеалогии". После нескольких лет службы был приглашен Петром I в 1724 году в Россию "для отправления геральдического художества" и тогда же назначен товарищем герольдмейстера. Именно он составил гербы для многих русских городов и придал внешние атрибуты старым гербам.

За основу гербов Санти взял рисунки Титулярника 1672 г., придав им строгую геральдическую форму: изменил размещение фигур в щите, по существовавшим в Западной Европе геральдическим правилам применял определенные цвета и металлы, приведя их в строгое соответствие с правилами европейской геральдики. Благодаря его деятельности в русской геральдике закрепился так называемый "французский щит". Но он не единственный, который используется в российской геральдике. Так гербы республик Северного Кавказа, (за исключением Кабардино-Балкарии), а также Башкирии, Татарстана, Якутии, Хакасии, а также их муниципалитетов, в основе имеют круглый щит, более традиционный для геральдики стран Азии. В Чувашии, муниципальные гербы часто изображаются в "испанском щите" - прямоугольном, с закругленной нижней частью. Что касается щитодержателей в городских гербах России, то они по тем же причинам, не свойственны русской геральдики. После возрождения российской геральдики в конце прошлого века, это правило остается неизменным, за исключением гербов субъектов федерации. Время от времени происходят попытки введения щитодержателей в муниципальные гербы, но поддержки у членов Геральдического совета они не находят. Замечу, также, что в современной российской геральдике есть еще одно, хотя и новое, правило: герб и флаг муниципального образования должны быть максимально идентичны по рисунку (так называемая система "гербовых флагов", когда флаг повторяет в основе герб территории). Щитодержатели допускаются в гербах субъектов Российской Федерации, а также столиц.

- Какие флаги или гербы Адыгеи нуждаются в доработке?

- Флагу Адыгеи, созданному на основе черкесского национального флага, уже 164 года. По мнению большинства историков и вексиллологов, его автором был шотландский дипломат и разведчик Дэвид Уркварт, подаривший его черкесам, в ходе Кавказской войны. Можно с уверенностью сказать, что этот флаг самый старый из национальных на территории Российской Федерации и бывшего СССР, после российского триколора. Флаг Адыгеи в доработке не нуждается – он безупречен с точки зрения геральдики. Сложнее с гербом республики. Несмотря на то, что он официально внесен в Государственный геральдический регистр, и обладает, несомненно, большой художественной ценностью, он мало соответствует правилам геральдики. В 90-х годах, когда Адыгея сменила статус на республиканский, был объявлен конкурс на создание государственного герба территории. К сожалению, все конкурсные работы найти не удалось. Однако известно, что основными претендентами были варианты известных адыгских художников Довлета Меретукова и Абдуллаха Берсирова. Свои, интереснейшие варианты герба Адыгеи предложил тогд питерский геральдист и художник Михаил Медведев. Берсиров предложил на круглом бордовом щите изображать одноглавого орла с расправленными крыльями, в обрамлении дубовых листьев, грудь которого украшал треугольный щит со скругленными нижними боковинами. Там размещались три скрещенные стрелы. Из-за головы орла на фоне гор расходились лучи солнца, оканчивающиеся двенадцатью звездами. Под орлом надпись на двух языках — Республика Адыгея. Ну, а проект Довлет Меретукова, после доработки, стал современным государственным гербом региона. Так вот у нашего герба, прежде всего довольно размытое геральдическое описание. А ведь многие путают геральдику с рисованием гербов. Но это не так! Главное в правильно составленном гербе – именно описание, по которому, любой грамотный художник-геральдист может нарисовать герб. Мне встречались варианты герба Адыгеи, где небо над головой Саусруко – розового цвета… Причем, в нашем гербе не 12 звезд, как считают многие, а …13! Ведь наименование республики на двух языках разделено еще одной пятиконечной звездой, символом единства народов Адыгеи. Кстати, в исконном изображении герба под Саусруко летит птица. Но многие даже не знают о ее существовании, поэтому забывают ее изобразить. При создании герба Адыгеи, скорее, руководствовались красотой, чем геральдическими правилами. Например, всадник повернут в три четверти оборота, а не в анфас или профиль, в гербе есть наименование республики, используется многовато элементов — все это считается "дурным тоном" в геральдике. Поэтому нынешний герб, условно говоря, "тянет" всего лишь на государственную эмблему. Изменения в гербе республики возможны, достаточно соблюсти требования геральдики при его описании и сделать более лаконичным. Или принять более геральдичный, новый герб республики. Прецеденты изменения гербов и флагов субъектов федерации есть. Но, для этого необходимо желание органов власти и содействие геральдистов. К сожалению, в Адыгее, в отличие от других субъектов, отсутствует республиканская Геральдическая палата или комиссия, которая бы регулировала эти вопросы. Что касается районов, то у них имеются некие подобия гербов. В основном при их составлении геральдика учитывалась слабо. И только у части районов есть символы, официально утвержденные и зарегистрированные в Государственном геральдическом совете. Это – г. Майкоп, Красногвардейский и Шовгеновский районы. Причем, в Красногвардейском районе есть только герб муниципалитета. У остальных территорий есть только неофициальные гербы или эмблемы. Герб города Адыгейска, безусловно, хороший по задумке, тоже нуждается в доработке – из него необходимо удалить название города и дату его основания, что противоречит правилам российской геральдики.

- Разрабатываете ли вы фамильные гербы? Были ли заказы?

- Фамильными гербами я занялся недавно. Есть и наработки, в основном для друзей или знакомых. Составление фамильных гербов еще более кропотливая работа, чем муниципальная геральдика. Это связано и с изучением родословной будущего владельца герба – армигера, его увлечений, профессиональных и иных качеств. Кроме того, в России фамильная геральдика не регулируется какими-то общепринятыми правилами, нет единого реестра фамильных гербов на уровне субъектов федерации или всей страны, фамильные гербы нигде не регистрируются официально. Причина этого – отсутствие сословных привилегий в современной России. Большинством геральдистов признается, что сегодня в России гербом может обзавестись любой гражданин при желании. Другое дело, как оформить герб. Некоторые геральдические организации стоят на позициях, что в гербе и его оформлении можно использовать какие угодно элементы – щитодержатели, рыцарские шлемы, короны ( в том числе, и так называемые "профессиональные", отражающие род занятий армигера), пышные наметы, многократно разделенные щиты и так далее. Я придерживаюсь точки зрения тех российских геральдистов, которые работают в более скромной и геральдически выверенной манере, которая предполагает отсутствие в гражданских гербах корон, рыцарских шлемов.

- Какую литературу вы бы посоветовали начинающим геральдистам?

- Литературы по геральдике и вексиллологии сегодня выпускается очень много, кроме того, много информации можно найти в Интернете. Но есть несколько фундаментальных работ по русской геральдике, с которыми начинающему геральдисту просто необходимо познакомиться. Это книги дореволюционных геральдистов А.Б. Лакиера "Русская геральдика", Ю.В.Арсеньева "Геральдика", В. К. Лукомского и Н. А. Типольта "Русская геральдика. Руководство к составлению и описанию гербов", а также В.В.Похлёбкина "Словарь международной символики и эмблематики"и другие.

Александр Евгеньевич Данильченко, 1975 г.р., историк-краевед, геральдист, обозреватель газеты "Советская Адыгея", член Союза журналистов России, лауреат премий Союза журналистов РФ и Главы Адыгеи, награжден медалью Рособоронцентра при Правительстве РФ "Патриот России".

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

 
Реклама:


© Высокогорье. Портал Адыгеи
Разработка сайта Студия Хамелеон
Дизайн сайта Slav911
О проекте "Высокогорье"
Обмен ссылками c сайтами, близких тематик
Виджеты сайта, реализованные на Яндексе
Партнеры портала
Контакты
Статистика посещаемости сайта
Предложение кинотеатрам
Рейтинг@Mail.ru Хостинг

Копирование разрешено, только с установкой активной (без тегов noindex и nofollow) гиперссылки на сайт wk01.ru